Другие знаки препинания

Знаки при прямой речи

§ 195.Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно:
  1. Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом её ставится тире, например:
  2. Маленькая девочка бежала и кричала:
    Не видали маму?
    (М. Горький).
  1. Если прямая речь идёт в строку, без абзаца, то перед началом и в конце её ставятся кавычки, например:
  2. Маленькая девочка бежала и кричала: «Не видали маму?»

Примечание. Цитаты, вставленные в середину предложения, также выделяются кавычками, но перед ними не ставится двоеточие, например:

Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, гибкость и сила нашего языка» (Белинский).
§ 196.Предложение, стоящее при прямой речи и указывающее, кому она принадлежит («слова автора»), может:
  1. а)
    предшествовать прямой речи; в этом случае после него ставится двоеточие, а после прямой речи — знак препинания в соответствии с характером прямой речи, например:
    Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А всё-таки это совершенно против правил» (Лермонтов).
    Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдём прогуляться на вал?» (Лермонтов).
    Она взглянула и вскрикнула: «Это Казбич!» (Лермонтов).
  2. б)
    следовать за прямой речью; в этом случае после прямой речи ставится знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки), а за этим знаком тире, например:
    «А что Казбич?» — спросил я нетерпеливо у штабс-капитана (Лермонтов). или:
    — А что Казбич? — спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.
    «Как это скучно!» — воскликнул я невольно (Лермонтов). или:
    — Как это скучно! — воскликнул я невольно.
    «Умерла…» — эхом откликнулась Аксинья (Шолохов). или:
    — Умерла... — эхом откликнулась Аксинья.
    «Вон окружной атаман», — шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория (Шолохов). или:
    — Вон окружной атаман, — шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.
  3. в)
    разрывать прямую речь на две части; в этом случае ставятся:

    перед словами автора знак вопросительный, или знак восклицательный, или многоточие в соответствии с характером первой части прямой речи, или запятая (если ни один из указанных знаков не требуется), а после них тире;

    после слов автора — точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая — если незаконченное, далее ставится тире; если при этом прямая речь выделяется кавычками, то они ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце её, например:

    — Не хотите ли подбавить рому? — сказал я моему собеседнику. — У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно (Лермонтов).
    — Ну, полно, полно! — сказал Печорин, обняв его дружески. — Неужели я не тот же? (Лермонтов).
    — Выслушайте меня... — сказала Надя, — когда-нибудь до конца (Чехов).
    — Меня зовут Фомой, — отвечал он, — а по прозвищу Бирюк (Тургенев).
    — Дождь пойдёт, — возразил Калиныч, — утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет (Тургенев).

Примечание 1. Если в словах автора заключаются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире, например:

— Идём, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь? (М. Горький).

Примечание 2. Правила, изложенные в данном параграфе, относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат.

Примечание 3. Внутренний монолог («мысленная речь»), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки.

§ 197.Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и, кроме того, отделяется от соседней посредством тире, например:
«Скажи-ка мне, красавица, — спросил я, — что ты делала сегодня на кровле?» — «А смотрела, откуда ветер дует». — «Зачем тебе?» — «Откуда ветер, оттуда и счастье». — «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» — «Где поётся, там и счастливится» (Лермонтов).